Юнгианская песочная психотерапия выстраивалась и развивалась на протяжении 70 лет и была задействована, в основном, на психоаналитическом процессе. Фундаментом песочной игры является аналитическая глубинная психология Карла Юнга.
Основательницей метода Sandplay (песочной игры) была Дора Кальф, швейцарский психолог. По словам Д. Калфф, построение мира на песке высвобождает внутреннее бессознательное содержание психики. Оно выплескивается на поднос, обретя символическую форму в виде гротов и мостов, холмов и рек, людей, животных, мифических существ, драгоценностей в сундуках и закопанных скелетов. Все построенное, «свой мир», человек может охватить одним и тогда становится зримым и доступным осознанию то, что было заблокировано на вербальном уровне. Построение открывает возможность уникального доступа и для клиента, и для терапевта в исследование сознательного и бессознательного мира создателя песчаной картины, возможность «увидеть мир в одной песчинке». Один дзен-мастер ей сказал: «То, что происходит в твоей песочнице, это то, что происходит в дзен-медитации».
Песочная терапия предполагает игру с песком и миниатюрными фигурками. Песочница позволяет активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы. В процессе продолжающего диалога со своим внутренним миром, ребенок, подросток, взрослый получает возможность представить и прожить внутренние образы в конкретной форме. Образы способны исцелять за счет того, что «с точки зрения юнгианского подхода, песочная терапия создаёт возможность для проявления архетипа «Ребенка», благодаря чему человек может прийти к его осознанию» и принятию.
Преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет клиенту воссоздавать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Возможность в реальности, но на территории психологической песочницы проиграть конфликты, продумать и выстроить образ цели и способ достижения её, увидеть модели новых отношений — всё это способствует нормализации внутреннего мира личности, способствует снятию тревог, проработки внутриличностных конфликтов и различных страхов. Функция психолога − сопровождать процесс, доверять бессознательному мнению клиента и создать условия для самооткрытия, самопознания ребенка, подростка, взрослого. Этот процесс игры «продвигает» клиента от ощущения «пострадавшего», к тому, чтобы чувствовать себя «создателем» своей жизни.
Разыгрывая ситуацию в психологической песочнице, ребенок, подросток, взрослый имеет возможность посмотреть на неё со стороны. Это в свою очередь, позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти конструктивные, приемлемые способы решения проблемы.
Песочная психотерапия позволяет выразить то, что невозможно или сложно сказать словами, разобраться с глубокими детскими переживаниями, понять, о чем говорит бессознательное и шагнуть за границы своих стереотипов.
Песочная психотерапия является очень полезной при лечении невротических нарушений и может отображать неречевую форму психотерапии, которая находится на глубинном уровне (до того, как ребенок начинает пользоваться словами).
Песочница – безопасное место для трехмерного изображения проекций. Творчество руками – это мост между внутренним и внешним миром. Через работу в песке психический процесс переходит в действие, которое приводит к исцелению и развитию человека. Песочная игра активизирует глубоко спрятанные душевные слои личности и, таким образом, происходит формирование здоровой основы.
Фигурки и символы, предоставляемые терапевтом, обеспечивают значительное облегчение блокированным или «затемненным» частям души. Песочная терапия как объясняет, так и раскрепощает. И даже если увиденная правда ужасна, или миф трагичен, – сама работа в подносе с песком приносит облегчение и примирение. Иногда для терапии достаточно просто позволить невидимому стать видимым. Тогда ночные страхи и привидения испаряются освещенные работой с песком.
Показания для песочной терапии:
1) Негативный эмоциональный опыт
2) Перегруженность непроработанными эмоциями
3) Пережитое насилие (физическое, сексуальное или эмоциональное)
4) Психологическая травма
5) Невротические проявления
6) Зависимости и др.
Противопоказания:
Психическое заболевание.
При всей кажущейся простоте проведения метода, он является глубинным и тонким инструментом и требует от психолога определенных теоретических знаний и практических навыков, постоянного профессионального развития.